Урок 16. Выбор электронного ресурса

При выборе ресурса следует учитывать границы поиска (Урок 14), а именно: семантические, видовые, географические, языковые границы, ретроспективу.

ТАК, семантические границы связаны с определением тематики ресурса. Существуют ресурсы универсальные (междисциплинарные), например, eLIBRARY, SCOPUS, WoS CC. Специализированные ресурсы в свою очередь ориентированы на освещение конкретных отраслевых направлений и подходят специалистам одной или смежных предметных областей: по химии – БД Reaxys, по физике – БД IOP, по математике – БД AMS.

Пользователи могут отбирать электронные ресурсы через соответствующий раздел сайта библиотеки Уральского федерального университета, на котором представлены как подписные ресурсы (рис. 1), так и ресурсы из открытого доступа: наименование каждого ресурса / издательства, описаны его тематика и содержание, указан режим доступа. При изменении этих характеристик информация оперативно обновляется.


Рис.1. Поиск ресурсов по химии в разделе «Электронные ресурсы по подписке»

Вид публикации для целей поиска не менее важен. Общий подход по этому признаку характеризует рисунок 2, на котором приведена карта ресурсов университета. Например, существующие технические решения лучше искать в патентных базах данных, для решения гуманитарных задач следует искать и монографии, и журнальные статьи.


Рис. 2. Карта ресурсов

Языковые и географические рамки позволят выбирать ресурсы, в которых могут быть представлены как международный корпус авторов, так и региональный контент, ресурсы могут отражать публикации на разных языках. Кроме того, пользователь может выбрать только российские или международные ресурсы, базы данных конкретных стран, найти ресурс в соответствии со своим уровнем владения языком.

Хронологические рамки позволят выбрать ресурс с учетом ретроспективы и наличия или отсутствия документа в электронном виде. Так, в российском сегменте не всегда можно найти в электронном виде книги или статьи старше 10–15 лет. Поиск источников прежних лет издания в печатном виде лучше начать с электронных или печатных каталогов библиотек (Электронный каталог ЗНБ УрФУ).

СОВЕТУЕМ создать собственную ментальную карту* ресурсов по исследуемой теме. Она позволит соединить рассмотренные выше критерии ресурсов для решения конкретных поисковых задач, а онлайн сервисы рисования ментальных карт позволят привязать ссылки на необходимые ресурсы (рис. 3).

Рис. 3. Ментальная карта «Научные электронные ресурсы для исследователей УрФУ», 2018 г.

*Ментальные карты – это техника визуализации мышления (например, ментальные карты онлайн: https://www.mindmeister.com).

Асия Косенко

 
Вы используете гостевой доступ (Служебный вход)