Урок 8. Электронные ресурсы: термины
Электронный ресурс состоит из совокупности электронных документов, образующих базу данных, электронный образовательный ресурс, электронную коллекцию, электронную библиотеку или электронно-библиотечную систему. Рассмотрим, в чем они схожи и чем отличаются.
База данных (БД) – совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, которая описывает характеристики этих данных и взаимоотношения между ними [2].
Причем, БД может выступать объектом авторского права, как составное произведение, – то есть совокупность систематизированных определенным образом самостоятельных статей, нормативных актов, судебных решений и иных материалов. В таком случае, подбор и расположение этих материалов является результатом творческого труда составителя [4, ст. 1259, 1260].
БД также может выступать объектом смежных прав, так как при ее создании требуются финансовые, материальные, организационные и иные затраты, объем контента должен быть не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов [4, ст. 1334].
Понимание сути правового статуса БД и объема прав создателя и пользователя позволит в конечном итоге правомерно использовать контент БД.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – специально созданный ресурс, который размещен на портале образовательной организации или на ином сайте. Представлен в электронно-цифровой форме, включает профильный контент, имеет структуру и содержит метаданные материалов [1, 2].
Электронная библиотека (ЭБ) – информационная система, которая предназначена для организации, хранения и использования упорядоченного фонда электронных объектов, снабженная средствами навигации и поиска. Фонд формируется оператором ЭБ согласно своим целям [1–3].
Коллекция электронных документов – обычно это часть фонда электронной библиотеки. Коллекция собирается по какому-либо критерию для реализации задач, которые определены политикой электронной библиотеки [1–3].
Электронно-библиотечная система (ЭБС) – автоматизированная информационная система, которая содержит как организованную коллекцию (коллекции) электронных документов, так и онлайн сервисы для использования в образовательных и научно-исследовательских целях [1, 2].
ИТАК, все указанные электронные ресурсы представляют собой информационные системы, которые обеспечивают хранение, навигацию, поиск и онлайн использование заключенной в них информации. К отличительным признакам следует отнести индивидуальные цели, правовые основы создания и предоставления доступа, контент ресурса.
В УрФУ представлены все рассмотренные категории электронных ресурсов.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
1. ГОСТ Р 57723–2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения : дата введ. 2018-09-01. – Режим доступа: по подписке ИСС «Техэксперт». – URL: http://sk5-410-lib-te.at.urfu.ru/docs/ (дата обращения: 19.09.2019).
2. ГОСТ Р 57724–2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения : дата введ. 2018-09-01. – Режим доступа: по подписке ИСС «Техэксперт». – URL: http://sk5-410-lib-te.at.urfu.ru/docs/ (дата обращения: 19.09.2019).
3. ГОСТ Р 7.0.96–2016 СИБИД. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования : дата введ. 2017-07-01. – Режим доступа: по подписке ИСС «Техэксперт». – URL: http://sk5-410-lib-te.at.urfu.ru/docs/ (дата обращения: 19.09.2019).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Кодекс РФ № 230-ФЗ : принят Гос. Думой 18 декабря 2006 года (с изм. на 27 декабря 2018 г.). – Режим доступа: по подписке ИСС «Техэксперт». – URL: http://sk5-410-lib-te.at.urfu.ru/docs/ (дата обращения: 25.07.2019).
Асия Косенко