Как во нынешнем году объявил француз войну...

Издания периода Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 гг. в фонде Отдела редких книг Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета.


Булгаков А. Я. Русские и Наполеон Бонапарте. М., 1814.

События Отечественной войны 1812 г., всколыхнувшие все русское общество, ярко отразились в литературе того времени. И журналистика, и литература периода Отечественной войны полны патриотических сочинений, выражавших уверенность в победе России над покорившим всю Европу наполеоновским войском.

Издания, сохранившиеся в Отделе редких книг Зональной научной библиотеки УрФУ, принадлежали в свое время библиотеке Царскосельского лицея. И лицеисты, и профессора Лицея, открытого всего лишь год назад, в 1811 г., жадно следили за ходом военных действий, переживали вместе со всей страной отступление русских войск в начале войны, оплакивали потери, провожали отправлявшиеся в пекло битвы войска, проходившие мимо Лицея. В лицейской библиотеке собиралось все, что печаталось в это время: журналы, и среди них «Сын отечества», который начал издаваться в октябре 1812 г., и где печатались любимые лицеистами профессора, сочинения участников сражений, описания подвигов героев войны, свидетельства мирных жителей. Эти книги отражают и патриотический подъем русского общества в годы войны, и изменение отношения к Наполеону от восторгов до возмущения и презрения, и расстановку политических сил в Европе. С другой стороны, по книгам, посвященным Отечественной войне 1812 г., можно судить об уровне развития литературы в первые десятилетия XIX в. и состоянии литературного языка допушкинского периода. Поэтическая традиция классицизма сохраняется в стихах Г. Р. Державина, А. Х. Востокова, В. В. Капниста; военная лирика В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, басни И. А. Крылова свидетельствуют о новых тенденциях в русской литературе. Наряду с сочинениями известных авторов в лицейской библиотеке присутствовали и книги ныне забытых сочинителей, но все они являются людьми 1812 года, красноречивыми свидетелями переживаемых ими событий.

На выставке представлены только книги первых десятилетий XIX в., главным образом 1812-1815 гг., и лишь несколько публикаций из тех журналов, которые получали в Лицее. Конечно, эти издания не отражают весь книжный репертуар военного периода и не раскрывают всю коллекцию отдела редких книг, но они дают довольно полное представление об изданиях Отечественной войны 1812 г.

Литература

     
1. Русский биографический словарь. – Репринт. воспроизв. изд. 1896 г. – М.: Аспект-Пресс,1992-1999.
2. Сводный каталог русской книги. 1801-1825. Т. 1-2 / Рос. гос. б-ка; Сост. И. В. Барке, Л. Ю. Белова, Л. И. Бердников и др.; Отв. ред. И. М. Полонская. — М.: Пашков дом, 2000-2007.
3. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1-5 / Ред. П. А. Николаев. – М.: Советская энциклопедия, 1989-2007.
4. Наполеон: Энциклопедия. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
5. Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2005.

Выставку подготовили: Кадочигова О. М., Аркатова О. С., Константинова О. В., Петрова Л. Э.


Наставникам, хранившим юность нашу…

Труды профессоров Императорского Царскосельского–Александровского лицея в отделе редких книг Научной библиотеки Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Nastavnikam/virt_ex_1.jpg
В истории российского образования Царскосельский, позже Александровский, лицей оставил яркий след. Закрытость и элитарность Лицея, близость к императорскому двору и российской государственной администрации ставили перед педагогами Лицея особые задачи в образовании и в воспитании неординарных, выдающихся личностей, каковыми в большинстве своем становились выпускники Лицея в течение более чем ста лет его существования.
История лицейского образования начинается с большой подготовительной работы, в которой принимали участие многие выдающиеся деятели России, чья государственная служба ставила перед ними такие задачи. В создании и обсуждении учебных программ будущего учебного заведения принимали участие император Александр I, министр народного просвещения А. К. Разумовский, директор Департамента просвещения И. И. Мартынов, видный государственный деятель М. М. Сперанский и другие. Кандидатура каждого профессора и преподавателя тщательно подбиралась и обсуждалась на разных уровнях. Подбором будущих наставников занимались первые директора Лицея И. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт, сами прекрасно образованные и предъявлявшие высокие научные и педагогические требования к наставникам будущей российской элиты. Первые лицейские профессора сумели задать тот высокий уровень знаний и развития, тот «лицейский дух», к которому стремились последующие поколения наставников Лицея.

* * *

Со дня открытия Лицея в 1811 г. в качестве профессоров, учителей, инспекторов, гувернеров, репетиторов и т.д. несли служение около 500 человек. В библиотеке Царскосельского лицея, являющейся в полном смысле универсальной – и учебной, и научной – сохранилось много изданий, подготовленных профессорами и преподавателями Лицея. Это учебники и монографии, курсы лекций, практические руководства. Выставка не исчерпывает всего объема литературы, сохранившейся в лицейской библиотеке.
Создателям выставки хотелось по возможности полно познакомить с трудами профессоров первого, Царскосельского периода лицея. Но и второй, Александровский, связан с деятельностью выдающихся ученых – историков, филологов, правоведов. Поэтому выставка дает представление о трудах профессоров за все время существования Лицея.

Nastavnikam/virt_ex_2_small.jpg

«Наставникам, хранившим юность нашу»: Памятная книжка Императорского Александровского,
бывшего Царскосельского лицея с 1811 по 1911 год / Составил А. А. Рубец.
СПб., 1911.

Выставку подготовили: О. С. Аркатова , О. В. Бахтина, Н. Б. Богданович , О. М. Кадочигова.
XVIII век: эпоха научных экспедиций



«Непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний – есть свойство, присущее счастью».

К. Паустовский, «Муза дальних странствий».

Путешествия – важнейший метод в становлении географии прошлого, когда только показания очевидцев могли дать достоверные сведения о тех или иных странах, их природе, населении, истории, хозяйстве, об очертаниях материков и т.д. До XVIII века путешествия могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории; но в XVIII в., по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач, путешествия приобрели характер научных экспедиций. В это время поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Огромное значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний.
Именно во второй половине XVIII века появилось понятие кругосветного путешествия – в связи с плаваниями Луи Антуана де Бугенвиля и Джеймса Кука. Европейцы осваивают Тихий океан, исследуют побережья и внутренние территории Африки и Северной Америки. По результатам экспедиций издаются многочисленные труды, изобилующие сведениями по географии, зоологии, ботанике, геологии, этнографии и др. Эти труды широко переводятся на другие языки, в том числе и на русский. Особенную популярность приобретает жанр путевых заметок.

/Nastavnikam/0_1_002.jpg

В России XVIII век также становится веком экспедиций и важных географических открытий. Русская наука начала уделять особое внимание комплексному исследованию различных территорий государства, составлению карт, описанию земель, изучению природных богатств. Были предприняты экспедиции в плохо исследованные, но стратегически важные регионы Сибири и Дальнего Востока, в Крым, на Кавказ, на юг Украины и в Русскую Америку. Путешественники стали издавать фундаментальные научные труды. Исследовательские и картографические работы, начатые в XVIII веке, имели громадное практическое и теоретическое значение и внесли существенный вклад в мировую и российскую науку.

/Nastavnikam/0_25202_002.jpg

К 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого

Все исследуй. Верь только тому, что согласно с разумом.
Л. Н. Толстой. Круг чтения. Т. 1. – М., 1991. – С. 199.


tolstoy/tolstoy.jpg

В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Творческое наследие Л. Н. Толстого является одной из наиболее ярких составляющих русской и мировой классической культуры и литературы. Он и сегодня остается одним из наиболее читаемых авторов.

С самого начала публикации произведений Л. Н. Толстого они привлекли к себе читающую публику. (Напомним, что первое произведение Л. Н. Толстого – повесть «Детство» было напечатано в 1852 г., в № 9 некрасовского журнала «Современник»). Сочинения Л. Н. Толстого, опубликованные в журналах и выпущенные отдельными изданиями, приобретались для домашних библиотек, присутствовали в библиотеках учебных заведений, общественных и публичных библиотеках. Среди дореволюционных изданий, находящихся сегодня в отделе редких книг Научной библиотеки Уральского государственного университета им. Горького, сохранились и книги Л. Н. Толстого. Некоторые из них принадлежали ранее библиотеке Императорского Александровского лицея (бывшего Царскосельского), другие – частным лицам. Сочинения Л. Н. Толстого, представленные на выставке являются прижизненными изданиями, а некоторые - первыми публикациями.


tolstoy/2v_ex_00_02_s.jpg


tolstoy/2v_ex_00_01_s.jpg

tolstoy/2v_ex_00_03_s.jpg

В экспозицию включены книги, отражающие по возможности основные периоды творческой деятельности Льва Толстого: художественные произведения, написанные в разные периоды его долгой жизни, книги, связанные с его педагогической деятельностью, и труды последних лет, отражающие его религиозные и философские искания. Это и журнальные публикации, и книги, и отдельные издания статей, запрещенных в России. Несколько книг посвящено изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого.

tolstoy/2v_ex_00_04_s.jpg

Л. Н. Толстой. С дагерротипа 1855 г.

Выставку подготовили: О. М. Кадочигова, О. С. Аркатова.

 
Вы используете гостевой доступ (Служебный вход)